В ходе вебинара были рассмотрены все вышедшие к настоящему моменту санкционированные интерпретации и часто задаваемые вопросы, касающиеся следующих разделов:

Санкционированные интерпретации (SI):

 — 3.1 Термины и определения для автомобильной промышленности

— 4.4.1.2 Безопасность продукции

— 5.1.1.2 Результативность и эффективность процессов

— 6.1.2.1 Анализ рисков

— 6.1.2.3 Планы действий в нештатных ситуациях

— 7.1.3.1 Планирование предприятия, производственных помещений и оборудования

— 7.1.5.3.2 Внешняя лаборатория

— 7.2.1 Компетентность — дополнение

— 7.2.3 Компетентность внутренних аудиторов

— 7.5.1.1 Документация системы менеджмента качества

— 8.3.3.3 Специальные характеристики

— 8.4.2.1 Тип и степень управления закупками

— 8.4.2.3 Развитие систем менеджмента качества поставщиков

— 8.4.2.4 Мониторинг поставщиков

— 8.5.6.1.1 Временное изменение мер по управлению процессом

— 8.7.1.1 Уполномочивание потребителем на отступление

— 9.2.2.2 Аудит системы менеджмента качества

— 9.3.2.1 Входные данные для рассмотрения руководством

— 10.2.3 Решение проблем

Часто задаваемые вопросы (FAQ):

— Предисловие — Стандарт СМК автомобильной промышленности

— 4.4.1.2 Безопасность продукции

— 5.3.1 Роли, ответственности и полномочия в организации

— 6.1.2.3 Планы действий в нештатных ситуациях

— 7.1.5.1.1 Анализ измерительных систем

— 7.1.5.3.2 Внешняя лаборатория

— 7.5.1.1 Документация системы менеджмента качества

— 8.3 Проектирование и разработка продуктов и услуг

— 8.3.2.3 Разработка продуктов со встроенным программным обеспечением

— 8.4.2.2 Законодательные и нормативные правовые требования

— 8.4.2.4.1 Аудиты второй стороны

— 8.5.1.3 Верификация рабочих настроек

— 8.5.1.5 Всеобщее продуктивное обслуживание

— 8.5.6.1.1 Временное изменение мер по управлению процессом

— 8.6.2 Полный размерный контроль и функциональные испытания

— 8.6.5 Соответствие законодательным и нормативным правовым требованиям

— 8.7.1.7 Распоряжение несоответствующей продукцией

— 9.2.2.3 Аудит процесса изготовления

— 9.2.2.4 Аудит продукта

Часто на предприятиях, занимающихся производством по конструкторской документации заказчика, возникают вопросы по идентификации специальных и ключевых характеристик продукта / процесса и управлению ими. Участники активно задавали вопросы и получали на них развернутые ответы:

 1. Как именно идентифицировать (т.е определить) специальные характеристики продукции?

Прежде всего организация обязана учесть вcе законодательные и нормативно- правовые требования к продукции (вне зависимости от ответственности за проектирование продукции). В автомобилестроении это прежде всего ТР ТС 018 и взаимосвязанные с ним стандарты, например правила ЕЭК ООН.  Также это могут быть требования межгосударственных и государственных стандартов, например ГОСТ 10704-91. Трубы стальные электросварные прямошовные.

Соответственно, специальными характеристиками обладает (1) номенклатура автомобильного оборудования, для которого требуется сертификация на соответствие стандартам безопасности для автомобилей, а также детали, узлы и системы, не относящиеся к категории 1, но имеющие характеристики, которые важны для соответствия одной и нескольким нормам законодательства.

Если к продукции нет законодательных требований, то далее рассматриваются риски в отношении потребителей автокомпонента, включая завод- получатель и пользователя транспортного средства. Используемый инструмент – DFMEA\PFMEA (или аналог, согласованный с потребителем).

При отсутствии DFMEA от потребителя необходимо провести анализ характеристик конструкции многофункциональной командой с использованием инструментов анализа и статистических данных по аналогичным проектам:

  • Целевые значения по качеству, надежности, долговечности и эксплуатационным показателям.
  • Статистика отказов конструкции в гарантии (по аналогам), в т.ч. отзыва автомобилей.
  • Статистика рекламаций от потребителя(ей) в состоянии поставки.
  • Статистика по внутренним дефектам изготовления и дефектам в состоянии поставки
  • Отчеты об эксплуатации, авариях и результаты ресурсных испытаний
  • QFD –структурирование функции качества
  • FTA – дерево отказов
  • ETA – дерево событий и пр.

После проведения анализа рисков конструкции или получения протокола DFMEA от потребителя перечень специальных характеристик может быть уточнён, особое внимание S=9 и 10 и АР высокого уровня.

После проведения анализа и оценки рисков процессов РFMEA перечень специальных характеристик может быть уточнён-особое внимание S = 9 и 10 и АР высокого уровня.

Руководство GM 1805 QN «Система определения ключевых характеристик» акцентирует внимание на необходимость дополнительного управления теми характеристиками, которые могут стать несоответствующими в случае разброса при изготовлении. «“Разумно ожидаемый” разброс шире, чем нормальный или предполагаемый разброс. Разумно предполагать возможность выхода процесса из-под контроля, но неразумно допускать, что возникший в результате разброс будет неограниченным. Кроме того, если последствия разброса тяжелые, как в случаях, связанных с безопасностью, разумно применять более жесткую дифференциацию степени вероятности (с большей или меньшей степенью допущения) в решении по классификации».

Отсюда критерии, позволяющие определить, является ли характеристика специальной:

  • характеристика, ожидаемый в разумных пределах разброс которой может существенно повлиять на безопасность продукта или его соответствие стандартам или законодательным нормам, или может существенно повлиять на соответствие требованиям потребителя;
  • характеристика, имеющая особое значение для работоспособности, требующая контроля точности техпроцесса и постоянного контроля в процессе изготовления и/или сборки в связи со значимостью последствий производственного разброса;
  • характеристика, снижение разброса которой в соответствии с установленным целевым значением, должна привести к повышению качества, снижению затрат и/или повышению удовлетворенности потребителя.

Для характеристик, измеряемых количественно, разброс присутствует постоянно и измеряется относительно допуска по таким непрерывным шкалам как миллиметры, килограммы и т.п.

Для характеристик, оцениваемых качественно, разброс процесса изготовления / сборки вызывает одно из двух состояний, поддающихся более четкому различению, как-то годная или не годная деталь, присутствие или отсутствие, что в целом является синонимом соответствия или несоответствия.

Поэтому для определения специальных характеристик продукции (и процесса) важно использование статистических данных, контрольных карт анализа и регулирования по аналогичным продуктам.

Все специальные характеристики подлежат управлению с помощью статистических или иных дополнительных методов, таких как:

  • POKA-YOKA
  • автоматический контроль
  • 100% контроль ит.п.

Если технические требования контролируются только при периодических испытаниях, то допускается управлять параметрами, влияющими на формирование ключевой характеристики, например, характеристиками исходных материалов, параметрами процесса изготовления и т.п. При влиянии характеристик исходных материалов на специальные характеристики продукции производителя дополнительное управление в том числе с помощью статистических методов проводит поставщик, а предприятие работает с поставщиком, запрашивая от него контрольные карты с индексами Сp, Сpк, (Рр, Ррк) или весь комплект РРАР по соответствующему уровню.

Также при предварительном и долгосрочном исследовании процесса может быть выявлено отсутствие разброса, приводящего к нарушению требований или риску для несоответствия специальных характеристик. В таком случае возникает вопрос: является ли такая характеристика специальной, если риск ее отклонения отсутствует или ничтожно мал? Можно ли исключить данную характеристику из категории «специальных» если статистика по вероятности возникновения отклонения равна 0 (или близко к нулю), а индекс воспроизводимости процесса не менее 1,67?

Способность управлять стабильностью процесса и воспроизводимостью характеристик говорит о высоким уровне технологичности продукции и процесса, хорошем менеджменте, возможности предупреждения отклонения и защищенности процесса от ошибок (категория O PFMEA). Но это не отменяет и не снижает уровень значимости самих характеристик производимых автокомпонентов (категория S DFMEA\PFMEA). Организация может согласовать отсутствие необходимости дополнительного (специального) управления данными характеристиками с потребителем, основываясь на статистике и анализе стабильности/воспроизводимости процесса.

В любом случае правильным решением будет согласованность действий со специфическими требованиями потребителя или согласование отклонений/отступлений с потребителем.

Могут ли быть все характеристики продукции иметь статус «специальных»?

Да такое возможно, но в таком случае каждая характеристика будет иметь свой уровень значимости в зависимости от степени влияния на потребителя или его процессы и требовать свой уровень дополнительного управления.

 

По результатам обучения каждый слушатель получил свидетельство об обучении международного образца.