В ходе вебинара были рассмотрены все вышедшие к настоящему моменту санкционированные интерпретации и часто задаваемые вопросы, касающиеся следующих разделов:
Санкционированные интерпретации (SI):
— 3.1 Термины и определения для автомобильной промышленности
— 4.4.1.2 Безопасность продукции
— 5.1.1.2 Результативность и эффективность процессов
— 6.1.2.1 Анализ рисков
— 6.1.2.3 Планы действий в нештатных ситуациях
— 7.1.3.1 Планирование предприятия, производственных помещений и оборудования
— 7.1.5.3.2 Внешняя лаборатория
— 7.2.1 Компетентность — дополнение
— 7.2.3 Компетентность внутренних аудиторов
— 7.5.1.1 Документация системы менеджмента качества
— 8.3.3.3 Специальные характеристики
— 8.4.2.1 Тип и степень управления закупками
— 8.4.2.3 Развитие систем менеджмента качества поставщиков
— 8.4.2.4 Мониторинг поставщиков
— 8.5.6.1.1 Временное изменение мер по управлению процессом
— 8.7.1.1 Уполномочивание потребителем на отступление
— 9.2.2.2 Аудит системы менеджмента качества
— 9.3.2.1 Входные данные для рассмотрения руководством
— 10.2.3 Решение проблем
Часто задаваемые вопросы (FAQ):
— Предисловие — Стандарт СМК автомобильной промышленности
— 4.4.1.2 Безопасность продукции
— 5.3.1 Роли, ответственности и полномочия в организации
— 6.1.2.3 Планы действий в нештатных ситуациях
— 7.1.5.1.1 Анализ измерительных систем
— 7.1.5.3.2 Внешняя лаборатория
— 7.5.1.1 Документация системы менеджмента качества
— 8.3 Проектирование и разработка продуктов и услуг
— 8.3.2.3 Разработка продуктов со встроенным программным обеспечением
— 8.4.2.2 Законодательные и нормативные правовые требования
— 8.4.2.4.1 Аудиты второй стороны
— 8.5.1.3 Верификация рабочих настроек
— 8.5.1.5 Всеобщее продуктивное обслуживание
— 8.5.6.1.1 Временное изменение мер по управлению процессом
— 8.6.2 Полный размерный контроль и функциональные испытания
— 8.6.5 Соответствие законодательным и нормативным правовым требованиям
— 8.7.1.7 Распоряжение несоответствующей продукцией
— 9.2.2.3 Аудит процесса изготовления
— 9.2.2.4 Аудит продукта
Часто на предприятиях, занимающихся производством по конструкторской документации заказчика, возникают вопросы по идентификации специальных и ключевых характеристик продукта / процесса и управлению ими. Участники активно задавали вопросы и получали на них развернутые ответы:
1. Как именно идентифицировать (т.е определить) специальные характеристики продукции?
Прежде всего организация обязана учесть вcе законодательные и нормативно- правовые требования к продукции (вне зависимости от ответственности за проектирование продукции). В автомобилестроении это прежде всего ТР ТС 018 и взаимосвязанные с ним стандарты, например правила ЕЭК ООН. Также это могут быть требования межгосударственных и государственных стандартов, например ГОСТ 10704-91. Трубы стальные электросварные прямошовные.
Соответственно, специальными характеристиками обладает (1) номенклатура автомобильного оборудования, для которого требуется сертификация на соответствие стандартам безопасности для автомобилей, а также детали, узлы и системы, не относящиеся к категории 1, но имеющие характеристики, которые важны для соответствия одной и нескольким нормам законодательства.
Если к продукции нет законодательных требований, то далее рассматриваются риски в отношении потребителей автокомпонента, включая завод- получатель и пользователя транспортного средства. Используемый инструмент – DFMEA\PFMEA (или аналог, согласованный с потребителем).
При отсутствии DFMEA от потребителя необходимо провести анализ характеристик конструкции многофункциональной командой с использованием инструментов анализа и статистических данных по аналогичным проектам:
- Целевые значения по качеству, надежности, долговечности и эксплуатационным показателям.
- Статистика отказов конструкции в гарантии (по аналогам), в т.ч. отзыва автомобилей.
- Статистика рекламаций от потребителя(ей) в состоянии поставки.
- Статистика по внутренним дефектам изготовления и дефектам в состоянии поставки
- Отчеты об эксплуатации, авариях и результаты ресурсных испытаний
- QFD –структурирование функции качества
- FTA – дерево отказов
- ETA – дерево событий и пр.
После проведения анализа рисков конструкции или получения протокола DFMEA от потребителя перечень специальных характеристик может быть уточнён, особое внимание S=9 и 10 и АР высокого уровня.
После проведения анализа и оценки рисков процессов РFMEA перечень специальных характеристик может быть уточнён-особое внимание S = 9 и 10 и АР высокого уровня.
Руководство GM 1805 QN «Система определения ключевых характеристик» акцентирует внимание на необходимость дополнительного управления теми характеристиками, которые могут стать несоответствующими в случае разброса при изготовлении. «“Разумно ожидаемый” разброс шире, чем нормальный или предполагаемый разброс. Разумно предполагать возможность выхода процесса из-под контроля, но неразумно допускать, что возникший в результате разброс будет неограниченным. Кроме того, если последствия разброса тяжелые, как в случаях, связанных с безопасностью, разумно применять более жесткую дифференциацию степени вероятности (с большей или меньшей степенью допущения) в решении по классификации».
Отсюда критерии, позволяющие определить, является ли характеристика специальной:
- характеристика, ожидаемый в разумных пределах разброс которой может существенно повлиять на безопасность продукта или его соответствие стандартам или законодательным нормам, или может существенно повлиять на соответствие требованиям потребителя;
- характеристика, имеющая особое значение для работоспособности, требующая контроля точности техпроцесса и постоянного контроля в процессе изготовления и/или сборки в связи со значимостью последствий производственного разброса;
- характеристика, снижение разброса которой в соответствии с установленным целевым значением, должна привести к повышению качества, снижению затрат и/или повышению удовлетворенности потребителя.
Для характеристик, измеряемых количественно, разброс присутствует постоянно и измеряется относительно допуска по таким непрерывным шкалам как миллиметры, килограммы и т.п.
Для характеристик, оцениваемых качественно, разброс процесса изготовления / сборки вызывает одно из двух состояний, поддающихся более четкому различению, как-то годная или не годная деталь, присутствие или отсутствие, что в целом является синонимом соответствия или несоответствия.
Поэтому для определения специальных характеристик продукции (и процесса) важно использование статистических данных, контрольных карт анализа и регулирования по аналогичным продуктам.
Все специальные характеристики подлежат управлению с помощью статистических или иных дополнительных методов, таких как:
- POKA-YOKA
- автоматический контроль
- 100% контроль ит.п.
Если технические требования контролируются только при периодических испытаниях, то допускается управлять параметрами, влияющими на формирование ключевой характеристики, например, характеристиками исходных материалов, параметрами процесса изготовления и т.п. При влиянии характеристик исходных материалов на специальные характеристики продукции производителя дополнительное управление в том числе с помощью статистических методов проводит поставщик, а предприятие работает с поставщиком, запрашивая от него контрольные карты с индексами Сp, Сpк, (Рр, Ррк) или весь комплект РРАР по соответствующему уровню.
Также при предварительном и долгосрочном исследовании процесса может быть выявлено отсутствие разброса, приводящего к нарушению требований или риску для несоответствия специальных характеристик. В таком случае возникает вопрос: является ли такая характеристика специальной, если риск ее отклонения отсутствует или ничтожно мал? Можно ли исключить данную характеристику из категории «специальных» если статистика по вероятности возникновения отклонения равна 0 (или близко к нулю), а индекс воспроизводимости процесса не менее 1,67?
Способность управлять стабильностью процесса и воспроизводимостью характеристик говорит о высоким уровне технологичности продукции и процесса, хорошем менеджменте, возможности предупреждения отклонения и защищенности процесса от ошибок (категория O PFMEA). Но это не отменяет и не снижает уровень значимости самих характеристик производимых автокомпонентов (категория S DFMEA\PFMEA). Организация может согласовать отсутствие необходимости дополнительного (специального) управления данными характеристиками с потребителем, основываясь на статистике и анализе стабильности/воспроизводимости процесса.
В любом случае правильным решением будет согласованность действий со специфическими требованиями потребителя или согласование отклонений/отступлений с потребителем.
Могут ли быть все характеристики продукции иметь статус «специальных»?
Да такое возможно, но в таком случае каждая характеристика будет иметь свой уровень значимости в зависимости от степени влияния на потребителя или его процессы и требовать свой уровень дополнительного управления.
По результатам обучения каждый слушатель получил свидетельство об обучении международного образца.