Программа курса

1 день

Руководство по достижению устойчивого успеха (Стандарт ISO 9004:2018).

Понятие качества организации (качество менеджмента).

Основные элементы для достижения устойчивого успеха.

Особенности деятельности директора по качеству.

Роль директора по качеству в развитии и управлении организацией.

Функции и результаты деятельности.

Директор по качеству как процессный менеджер предприятия.

Общие требования по системе менеджмента качества.

Процессный подход и цель внедрения СМК на предприятии. Стандарт ISO 9001:2015, как интегрированный способ управления организацией.

Понимание терминологии и взаимосвязи требований стандарта ISO 9001:2015.

Контекст организации и заинтересованные стороны в соответствии с ISO 9001:2015. Определение области применения СМК. СМК и ее процессы.

Построение ландшафта процессов.

2 день

Регламентация процессов и документированное обеспечение в соответствии с ISO 9001:2015.

Описание процесса. Владелец процесса и ключевые показатели процесса.

Разработка регламента процесса. Определение показателей результативности процесса

Требования ISO 9001:2015 к лидерству.

Определение стратегии и политики.

Методы стратегического анализа (SPACE-анализ, SWOT-анализ и др.)

Определение стратегии и разработка политики.

Требования ISO 9001:2015 к постановке целей.

Целеполагание. Постановка целей по SMART.

Система сбалансированных показателей (BSC).

Дерево целей (декомпозиция целей). Планирование Хосин-Канри.

Разработка целей организации

3 день

Требования ISO 9001:2015 к действиям по управлению рисками процессов.
Концепция риск-менеджмента. Риск-менеджмент по ISO 31000:2018.
Методы оценки рисков:

—        Мозговой штурм;

—        Групповой экспертный опрос и метод Дельфи;

—        Предварительный анализ опасностей;

—        Индексы риска;

—        Матрица последствий и вероятностей;

—        Анализ «галстук – бабочка»;

—        Анализ опасностей и критические контрольные точки (HACCP);

—        Анализ дерева отказов (FTA);

—        Анализ дерева событий;

—        Причинно-следственная диаграмма (Диаграмма Исикавы);

—        Метод Файна — Кинни;

—        Анализ видов и последствий отказов (FMEA). Первое издание FMEA AIAG & VDA: DFMEA и PFMEA. Адаптация PFMEA к анализу рисков процесса СМК;

—        Анализ видов, последствий и критичности отказов (FMECA);

—        Исследование HAZOP;

—        Структурированный анализ сценариев.

4 день

Требования ISO 9001:2015 к обеспечению ресурсами.

Человеческие ресурсы. Компетентность персонала.

Инфраструктура. Среда для функционирования процессов.

Концепция и основные инструменты Lean Production (Бережливое производство):

—        7+1 видов потерь;

—        Поток создания ценности. Организация потока;

—        Вытягивающее производство. Система канбан;

—        Совершенствование. Кайдзен-предложения;

—        Карта потока создания ценности (VSM);

—        Система «Точно вовремя» (JIT). Время цикла и время такта;

—        Выравнивание производства;

—        Стандартизированная работа;

—        Производственная ячейка;

—        Автономизация производства. Общее производительное обслуживание оборудования (TPM);

—        Быстрая переналадка (SMED);

—        Защита от ошибок (Poka-Yoke);

—        Система 5S;

—        Бережливый офис.

Ресурсы для мониторинга и измерений.

Анализ измерительных систем (MSA)

5 день

Управление знаниями.

Документированная информация.

Требования ISO 9001:2015 к планированию и управлению деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг.

Проектирование и разработка.

Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками
Управление производством продукции и предоставлением услуг.
Требования ISO 9001:2015 к мониторингу и анализу. 

Статистическое управление процессами (SPC).

Внутренний аудит.
Анализ СМК со стороны руководства.
Требования ISO 9001:2015 к улучшению.
Методы решения проблем:

—        Метод «5 почему?»;

—        Причинно-следственная диаграмма (Диаграмма Исикавы).

Самооценка организации по ISO 9004:2018. Корпоративная культура. Сопротивление работников изменениям.
Оценка готовности организации к изменениям. Подведение итогов. Ответы на вопросы.